Читать далее"/>

Что такое прикладной анализ поведения?

Прикладной анализ поведения или, в оригинале, Applaied behavior analysis (ABA) изучает влияние окружающей обстановки на поведение организма. Поведение, под которым понимаются любые действия, совершаемые субъектом, определяется наряду с некоторыми физиологическими факторами ещё и факторами окружающей человека среды, причём последние играют решающую роль в формировании поведенческих реакций. Повторяющееся поведение формирует привычку. Плохие привычки можно заменить хорошими при помощи методов АВА при условии, что у человека сохранны зоны мозга, ответственные за соответствующие действия, и есть физическая возможность для их выполнения.

 Поведением человека можно управлять, не вмешиваясь в его психику, не затрагивая его личность, а лишь изменяя нужным образом окружающую среду. 

Определение «прикладной» в аббревиатуре АВА означает не только возможность практического использования законов поведения, но и существование развитой системы помощи людям с нарушениями поведения, основанной на теории. Слово «поведенческий» показывает, что объектом как исследования, так и воздействия является именно поведение человека, а не его мышление, когнитивные функции или другие психические процессы. Наконец, дефиниция «анализ» в названии АВА соответствует его аналитическому характеру, базирующемуся на однозначном методологическом инструментарии: четкой терминологии, объективных измерениях, контролируемых экспериментах, анализе данных и воспроизводимости всех результатов исследований.

Основы прикладного анализа поведения заложены в первой половине ХХ века экспериментами Б.Ф. Скиннера с животными, целью которых было познание законов формирования поведения животных. 

Результаты этих исследований Скиннер опубликовал в своей книге «Поведение организмов». Позднее основатель АВА тщательно исследовал человеческую речь, рассматривая её как поведение, отличающее человека от животных. Согласно его концепции, речь является самостоятельным поведением, но кроме того, она взаимодействует с другими поведениями человека, формирующимися по тем же законам, что и у животных. Свою теорию формирования и развития речи у человека Скиннер изложил в фундаментальной монографии «Вербальное поведение», вышедшей в свет в 1957 году.

В контексте помощи людям с РАС АВА использует законы формирования поведения для создания среды, максимально способствующей обучению детей с аутизмом, их интегрированию в жизнь общества. АВА применяется в целях модификации поведения посредством манипуляции внешним воздействием, средой, последствиями поведения. Специалисты прикладного анализа поведения используют совокупность процедур, направляющих ребенка в сторону действий, дающих ему возможность наилучшей адаптации к внешним обстоятельствам.

Метод oтдельных проб является наиболее распространенным и самым узнаваемым методом АВА. 

Именно о нем люди чаще всего вспоминают, когда вы произносите слова «АВА» или «метод Ловааса». На это есть несколько причин: во-первых, использованию в процессе обучения метода отдельных проб отводится много сотен часов, а во-вторых, внешне этот метод выглядит довольно необычно. Но кроме того, этот метод действительно хорошо работает, и с ним можно добиться увеличения эффективности обучения, тем более, что сам метод постоянно совершенствуется.

Однако, было бы не верно думать, что АВА это только обучение через отдельные пробы. Ловаас очень четко отмечал, что поведенческая программа — это комплексное вмешательство, которое проводится в как можно более разнообразной обстановке в любой доступный момент. Навыки, которые так эффективно формируются через отдельные пробы, должны быть использованы и обобщены в естественных условиях. Ребенок, который не знает разницу между «спроси» и «скажи», может постепенно увеличивать процент правильных ответов во время учебных сессий за столом, и пока он не освоит этот навык на уровне мастерства, он не начнет использовать понятия «спросить» и «говорить» без дополнительной помощи в естественных ситуациях. Переход от «мастерства» к «самостоятельному использованию» может занять время. Для этого нужны обученные и поддерживающие программу люди — родители, учителя, родственники и даже сверстники. Они помогают закрепить разные варианты соответствующего поведения в различных условиях, до тех пор, пока для поведения подкреплением не станут естественные вещи, такие как улыбка.

Типично развивающиеся дети, в большинстве случаев, учатся без специального поведенческого вмешательства — мир вокруг них обеспечивает все необходимые условия для развития речи, игры и социальных навыков. К сожалению, детям с аутизмом зачастую не удаётся использовать естественную среду для приобретения необходимых для жизни навыков. При условии сохранности интеллекта у таких детей есть потенциал для того, чтобы «научиться учится», но для этого им нужна чётко структурированная среда и многократное повторение, упорная тренировка каждого вырабатываемого навыка. Современные научные исследования показывают, что неразвитость коммуникационных средств вторична при аутизме: в отдельных контекстах носитель РАС способен формировать все речевые и социальные конструкты. Нарушение находится в области мотивации к взаимодействию, и это нарушение приводит к тому, что навык не тренируется, не получает достаточного для выработки автоматизма количества повторений, репетиций. И АВА предоставляет те методы, которые могут помочь создать у обучаемого мотивацию, приспособить окружающую ребёнка среду к процессу освоения им нужных навыков.

Современные научные исследования показывают, что неразвитость коммуникационных средств вторична при аутизме: в отдельных контекстах носитель РАС способен формировать все речевые и социальные конструкты.