Ведомости: Метод подкрепления

Как научить ребёнка с аутизмом говорить слово «мама», знают в Центре анализа поведения, который открылся при НГУ.

Несколько лет назад в семье Евгения Бондаря появился сын. Мальчик рос, но почему-то не говорил. Ни педиатр, ни невролог не обнаружили никаких отклонений. И только случайный разговор с психологом навёл на подозрение: суммировав симптомы, специалист заподозрила аутизм — и оказалась права.

— Не все родители могут понять, что у ребёнка есть проблемы, — на собственном опыте знает Евгений Бондарь. — Даже если они видят настораживающие признаки и понимают, что что-то не так, есть психологический барьер, чтобы обратиться к врачу, особенно — в психиатрическую службу. И время, которое важно для раннего вмешательства, может быть упущено. Аутизм и вовсе может остаться не диагностированным, ведь он бывает очень разным: есть дети с серьёзными нарушениями, а есть и высокофункциональные люди с аутизмом, которые всю жизнь живут, испытывая огромные проблемы, но не знают о своём диагнозе. Поэтому проблема раннего выявления — ключевая.

Помочь родителям насторожиться помогают специальные опросники. Показывает ли ребёнок пальцем на самолёт в небе или на большой грузовик на дороге, привлекая внимание взрослого к тому, что ему интересно? Играет ли малыш в воображаемые игры: понарошку кормит куклу или делает вид, что говорит по телефону? Интересуется ли он другими детьми? Понимает ли, что вы ему говорите? Подобные вопросы есть в скрининговом тесте на аутизм для детей раннего возраста (его можно пройти на сайте http://аутизм-тест.рф).

Но как быть родителям, если диагноз подтвердился? В нашем регионе насчитывается около 200 детей с диагностированными расстройствами аутистического спектра. Теперь часть нуждающихся сможет получать помощь специалистов по методикам ABA (applied behavior analysis — прикладного анализа поведения).

— На данный момент этот метод считается самым эффективным в мире, — рассказывает Евгений Бондарь, отец ребёнка-аутиста и по совместительству представитель инициативной группы, которая организовала Центр анализа поведения при НГУ. — К нему мы подошли, исходя из истории моей семьи. Когда сыну был поставлен диагноз, я стал искать варианты, что же делать. Оказалось, есть масса методов работы с детьми-аутистами, но, к сожалению, большинство из них не имеет под собой никакой основы. Либо это методы интуитивные, либо перспективные, но их эффективность ещё не доказана. Самый мощный метод, имеющий под собой научную базу, — прикладной анализ поведения. Методика базируется на принципах поведенческой психологии. Под поведением может пониматься что угодно: речь, еда, сон… Этому поведению человек обучается благодаря некоторым последствиям. Хорошие последствия, которые называются «подкрепление» или «поощрение», приводят к тому, что это поведение начинает чаще проявляться.

На практике работа с детьми по этой методике строится так: сначала специалист проводит оценку навыков и умений ребёнка и по результатам тестирований составляет индивидуальную программу. Обучающие занятия проходят в центре, кроме того, родители получают протоколы, по которым могут отслеживать динамику улучшений, и рекомендации, что делать с агрессией и истерикой, которые нередко встречаются у детей-аутистов, комментирует специалист Центра анализа поведения при НГУ Евгения Чульжанова (на фото).

— Несмотря на такие сложные слова, как «протоколы», «рекомендации», весь процесс проходит весело и интересно, похоже на игру, — добавляет Евгений Бондарь. — Мой ребёнок в два с половиной года не говорил даже слово «мама». При этом он любил маму, то есть она могла стать для него поощрением. Нам была предложена такая методика: мама стояла в одном конце комнаты, я держал ребёнка в другом конце, на комоде. Мама махала руками, а сын тянул ручки к ней. Я подсказывал ему: «Ма…». У него были навыки имитации, и со временем он начал за мной повторять. И как только он пытался говорить это слово, я поднимал его на руках, и мы весело летели к маме в объятья. Если же он не говорил, я отсчитывал про себя три секунды — и мы всё равно летели к маме. С помощью этой, казалось бы, нехитрой методики сын начал говорить. С ребёнком мы занимаемся более трёх лет. И за это время его удалось научить многому. Конечно, он сильно отстаёт от своих сверстников, но он владеет навыками самообслуживания, знает сотни, если не тысячи, предметов и действий, и умеет просить всё, что ему нужно.

Проект по созданию Центра анализа поведения на базе факультета психологии НГУ стартовал в 2013 году по инициативе родительского сообщества, которое, в свою очередь, поддержало руководство университета. Для начала была подготовлена первая группа поведенческих аналитиков, обучали которую специалисты из США (именно в этой стране наиболее развиты ABA-методики), а также российские специалисты в области прикладного анализа поведения и детской психиатрии. А сам центр расположился в двух крохотных комнатах общежития «1Б» студгородка и пока может принимать 10—15 детей с аутизмом. Но это только начало, вселяет надежду руковод­ство вуза.

— К сожалению, пока мы вынуждены работать в таких условиях. На Пирогова строится первая очередь главного учебного корпуса, которая, как мы ожидаем, будет сдана в июле 2015 года, а в сентябре там начнутся занятия. Факультет психологии, как и другие 11 факультетов, перемесятся в новое здание. И как только это случится, мы найдём для нашего центра более подходящее помещение, — пообещал ректор НГУ Михаил Федорук, а заодно объяснил, зачем вузу нужен этот проект. — Насколько я знаю, один ребёнок из 68 в мире — аутист. Эксперимент, который мы начали и продолжаем, очень нужный и для Новосибирской области, и для России в целом, поскольку проблема встаёт перед нами во весь рост.

Однако, чтобы в корне изменить ситуацию, усилий одного центра мало, уверена руководитель проекта и декан факультета психологии НГУ Ольга Первушина:

— Теми силами, которыми мы сейчас располагаем, охвачены будут единичные дети. Возникает вопрос: а что дальше? Обязательно должна вестись работа с родителями: они должны понимать, как максимально грамотно себя вести с особыми детьми. Необходима поддержка сообщества врачей и ранняя диагностика заболевания, а кроме того, подготовка педагогов и воспитателей. Поэтому одно из направлений дальнейшей деятельности Центра анализа поведения — образование разных целевых аудиторий. На факультете психологии НГУ готовятся программы дополнительного образования, а в дальнейшем есть планы по открытию магистратуры по прикладному анализу поведения. Но развить инфраструктуру без поддержки правительства Новосибирской области невозможно.

Источник: http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=45125

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий