ADOS клинический семинар

Первый в России клинический семинар по применению диагностической системы ADOS(план диагностического обследования при аутизме) прошёл 14-15 марта в Новосибирске. Провёл семинар известный эксперт по детскому аутизму, единственный из отечественных специалистов, уполномоченный разработчиками ADOS на проведение такого обучения, к.б.н. А.Б. Сорокин. Он приехал с этой целью из Москвы по приглашению НИИ Физиологии СО РАМН, дирекция которого взяла на себя организацию этого важного обучающего мероприятия.

В течение двух дней обучение проходили 11 специалистов – психиатры, педиатры, педагоги, психологи, дефектологи и исследователи аутизма - из Новосибирска, Красноярска и Екатеринбурга. Два специалиста нашего Центра приняли активное участие в этом семинаре.

После лекции Александра Борисовича и её обсуждения, собравшиеся провели несколько совместных диагностических обследований детей с использованием разных модулей ADOS.ADOS – консенсусная методика: окончательное выставление шифров диагностируемому выполняется после достижения согласия между специалистами по каждому пункту. В практике диагностирования по ADOS все сессии с испытуемым записываются на видео для проведения дополнительной экспертизы диагностики. На семинаре работа велась следующим образом: инструктор проводил интервьюирование ребёнка, все участники внимательно наблюдали этот процесс, затем каждый выставлял шифры в своём протоколе. В ADOSразработаны несколько модулей – для диагностики людей разного уровня вербального и когнитивного развития, а также для разного возраста диагностируемых - от малышей до взрослых. Интервьюирование ребёнка занимает не менее полутора часов и состоит из игры с ребёнком (игра с мыльными пузырями, функциональная и символическая имитация, празднование дня рождения, угощение – для маленького ребёнка, общающегося довербально либо на уровне отдельных слов; «игра понарошку», совместная интерактивная игра, конструктивное задание и задание на демонстрацию – для ребёнка, владеющего фразовой речью) и взаимодействия с ним (реакция на имя, ответная социальная улыбка, реакция на совместное внимание). В случае, когда ребёнок вербален, диагностический план включает обстоятельнуюбеседу с ним на определённые темы: повседневная жизнь, эмоции, социальные трудности и раздражение, друзья и вступление в брак, одиночество, а также такие задания, как описание рисунка, составление рассказа по картинкам из книги, сочинение рассказа. Заключительной фазой работы с каждым из обследованных детей становилось достижение консенсуса между специалистами путём детального аргументированного обсуждения выставленных шифров по каждому пункту диагностического плана. Окончательный балл, полученный ребёнком по ADOS, отражает, грубо говоря, глубину его аутизма. Это среднеезначение таких показателей, как социальное взаимодействие (необычный глазной контакт, выражения лица, адресованные другим, спонтанное инициирование совместного внимания, качество социальных инициатив и социального реагирования и др.), воображение\креативность, а также стереотипные формы поведения и ограниченные интересы.

Впереди у нас - следующий этап освоения ADOS. Этоисследовательский семинар, который в настоящее время возможно пройти только в США, у разработчиков метода или их партнёров.

Знания, полученные на пройденном нашими специалистами клиническом семинаре по ADOS, позволят нам уже сейчас осуществлять стандартизированную диагностику РАС. Начало этой большой работы – в ближайших планах нашего Центра.
Nb2keLUX6mI