Читать далее"/>

Наша образовательная программа: оценка уровня навыков

USANA-Skills-Personal-DevelopmentОдной из сложностей в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра является определение их актуального уровня академических навыков. Ведь у детей с особенностями наблюдается крайняя неравномерность развития навыков: ребенок может в три года бегло читать, при этом не уметь назвать свое имя. У него могут быть не сформированы учебные навыки и навыки самообслуживания, но он может прекрасно справляться с собиранием пазлов и моделей из деталей конструктора. А если представить, сколько всего должен уметь и знать ребенок, чтобы, к примеру, подготовиться к школе? И ведь такие глобальные навыки, как чтение, письмо, счет, знания об окружающем мире состоят из отдельных маленьких шагов в познании: пропусти один такой и полную картину не соберешь.
Поэтому в ноябре-декабре 2013 года наша образовательная программа пополнилась курсом «Тестирование базовых навыков коммуникации и обучения», преподаватель: Марина Азимова (США), Master of Social Work, сертифицированный поведенческий аналитик (Board Certified Behavior Analyst, BCBA). В течение двух месяцев мы изучали две основные методики оценки навыков у детей с особенностями развития.
Первая система оценки, которую мы изучили, была Assessment of Basic Language and Learning Skills (ABLLS-R), а вторая – The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program (VB-MAPP). Обе системы применяются поведенческими специалистами для оценки навыков у детей с особенностями развития. Каждая система оценки включает в себя несколько блоков навыков, которые в свою очередь делятся на «составные части», то есть те самые мельчайшие шаги в развитии сложных навыков. Это позволяет оценить их наличие или отсутствие и определить уровень развития навыка достаточно точно. В свою очередь данные системы оценки позволяют специалисту составить индивидуальную программу развития навыков ребенка и отслеживать прогресс, проводя оценку с определенной периодичностью.
После обучения у Марины Азимовой, специалиста с большим опытом работы с детьми и в том числе проведения оценки уровня развития, нам стало совершенно очевидна полезность данного инструментария в работе поведенческого аналитика. При этом наш выбор склонился в пользу VB-MAPP, так как в самое ближайшее время данная методика будет переведена на русский язык.