Наша образовательная программа: первые лекции

AutismПосле тщательного отбора кандидатов в студенты, наконец, была сформирована первая группа обучающихся по образовательной программе «Прикладной анализ поведения». Хотя принципы и методы АВА могут эффективно помочь любым желающим: и детям, и взрослым, и с особенностями и без, наш будущий Центр задумывается в основном как Центр помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Поэтому неудивительно, что первые занятия для нас провел Елисей Осин, детский врач-психиатр (г. Москва).
Полных два дня – 5 и 6 октября – Елисей, в крайне увлекательной манере рассказывал нам о том, что же это значит «расстройства аутистического спектра».
Мы начали эту непростую тему с погружения в историю появления диагноза. Мы проследили путь исследователей, врачей и психологов от разрозненных описаний феномена до формирования триады симптомов, существующих в науке сейчас. Также Елисей рассказал нам об основных синдромах аутизма (Аспергера, Ретта, атипичный аутизм) и причинах, по которым в новой публикации МКБ и DSM, специалисты пришли к общему мнению отказаться от жесткого разделения, перейдя к термину «расстройства аутистического спектра».
Далее тема переместилась в область диагностики. Здесь мы ознакомились с составляющими триады симптомов, обсудили трудности диагностики и существующий инструментарий исследователей и врачей. Здесь же Елисей рассказал о нередко сопутствующих заболеваниях и особенностях развития, которые могут мешать в постановке точного диагноза.
Второй день лекции начался с попытки формирования представления, что значит быть человеком с диагнозом аутизм? Тут мы уже переместились из области медицины в область психологических особенностей детей и взрослых с данным развитием. Мы узнали об особенностях взаимодействия и общения, о трудностях понимания обмана и переживаний другого, о выраженных интересах к определенным вещам и многих других особенностях, присущих детям с аутизмом.
И, конечно же, мы не могли не затронуть такую важную и наболевшую тему, как причины возникновения расстройств аутистического спектра, а также способы помощи. Елисей представил нам множество научных исследований, рассказал о всевозможных гипотезах и предположениях относительно причин вызывающих аутизм. Однако, по имеющимся данным единых причин появления детей с РАС не выявлено, в следствие чего, профилактика затруднительна. Поэтому наше внимание было перемещено в сторону эффективных способов помощи в развитии детей. И одним из таких эффективных способов Елисей обозначил метод, ради обучения которому мы все собрались, и практиковать который собираемся в будущем.