Техники для обучения восприятию речи

Обзор выполнен Чульжановой Евгенией.
Супервизия - Мелешкевич Ольга.
Эффективное обучение рецептивной речи

Восприятие речи на слух или «поведение слушателя» - один из ключевых навыков, над которыми работают специалисты при обучении ребенка. На начальном этапе этот навык включает в себя, например,  идентификацию предмета, когда ребенок, услышав слово «мяч», указывает на мяч или подает его, а также выполнение инструкций, таких как «подними руки», «одевайся» или «пойдем кушать».

Какие приемы могут помочь специалисту сделать обучающий процесс наиболее эффективным? Обзор методов, приведенный в данной статье, позволит родителям и специалистам избежать некоторых ошибок.

В рамках данной статьи мы будем использовать терминологию «целевой стимул» и «отвлекающие стимулы». Целевой стимул – это тот, выбор которого приводит к получению поощрения. Например:
1.    Перед ребенком на столе стоит чашка, машинка и мяч.
2.    Инструктор говорит «чашка»
3.    Ребенок подает чашку
Этот ответ является правильным, значит, ребенок получит поощрение (похвалу, жетон или другое поощрение). В рассмотренном примере стимул «чашка» был целевым, а «машинка» и «мяч» были отвлекающими стимулами.

Также мы используем термин «блок», как последовательность из инструкции, поведения ребенка и последствия, и термин «сессия», который обозначает набор блоков.

Ниже приведены рекомендации, которые помогут вам организовать обучающие сессии:
1.    В одной сессии должны использоваться разные стимулы одновременно. Например, в сессии по обучению рецептивному восприятию на слух мы возьмем «чашка», «мяч» и «машинка» для идентификации предметов. И мы возьмем инструкции «похлопай», «постучи» и «подними руки» для следования инструкциям.  Если мы используем 2 стимула (или 2 инструкции), вероятность поощрить неправильный ответ равна 50%, а если мы используем 3 стимула, то эта вероятность снижается до 33%.

2.    Инструкция меняется от блока к блоку, и в каждом блоке участвует тот же набор стимулов. Каждый стимул в рамках одной сессии является целевым  и отвлекающим. Если мы рассматриваем пример с чашкой, мячом и машинкой и сессию из 9 блоков,  то каждый из стимулов является целевым 3 раза, и 6 раз является отвлекающим стимулом.

3.    Каждый целевой стимул должен предъявляться одинаковое количество раз. Предпочтительный вариант – отсутствие предъявления двух одинаковых инструкций последовательно. Данная техника направлена на то, чтобы исключить ошибку, когда ребенок запоминает последнюю подкрепленную реакцию и воспроизводит ее.

4.    Позиция целевого стимула на столе меняется случайным образом от блока к блоку.  Предпочтительно, чтобы стимул не находился на том же месте в течение двух последовательных блоков. Эта техника позволит избежать формирования ложного стимульного контроля (faulty stimulus control), которы в данном случае будет выражен в зависимости от позиционной подсказки.

5.    Разумно вначале использовать только название самого предмета (без «дай» или «где»). Часто бывает, что ребенок не распознает компоненты инструкции, ведь  вопросы «где машинка?» «где чашка?» и «где мяч?» начинаются с одной и той же комбинации звуков, различение которой не требуется от ребенка. Поэтому на начальных этапах наша инструкция может состоять из одного слова – названия целевого стимула.

6.    Мы можем неумышленно дать ребенку ложную подсказку, если будем менять расположение предметов на столе между блоками прямо перед ним. Для того чтобы избежать этого, рекомендуется использовать ширму или использовать поднос, на котором предметы выставлены заранее.

7.    Рекомендуется заранее сформировать поведение, которое поможет дать ребенку правильный ответ. Напрмер, ребенок должен уметь:
- Спокойно сидеть, то есть не хватать материалы, лежащие на столе
- Сканировать стимулы
- Брать и подавать предмет инструктору
Важно понимать, какое поведение ребенок должен продемонстрировать после того, как он слышит инструкцию. Если такого поведения нет в репертуаре ребенка, то имеет смысл провести дополнительное обучение.

8.    Для того чтобы обучение было последовательным и структурированным, важно иметь четкие критерии смены уровня подсказки и не использовать разные уровни подсказки в одной сессии.

Вы можете более подробно ознакомиться с этими методами, а также найти дополнительные примеры, прочитав статьи:

1. Laura L. Grow (2011) “A comparison of methods for teaching receptive labeling to children with autism spectrum disorders”. Journal of behavior analysis, 44(3), 475-498

3. Gina Green (2001) “Behavior analytic instruction for learners with autism: advances in stimulus control technology”. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities 16(2), 72-85

4. Laura L. Grow, Linda LeBlanc (2011) “Teaching receptive language skills”. Behavior analysis in practice 6(1), 56-75