Образовательная программа “Прикладной анализ поведения”

Программа, в состав которой входит несколько очных и заочных учебных блоков, посвященных современным методам коррекции аутистических расстройств, успешно стартовала.

20131014_001

5 и 6 октября НГУ посетил московский психиатр Елисей Осин, который прочитал для группы обзорный курс лекций на тему «Современные представления о расстройствах аутистического спектра».

12 октября слушатели программы приступили к занятиям по курсам «Прикладнойанализ поведения» и «Тестирование базовых навыков коммуникации и обучения», подготовленным сертифицированными поведенческими аналитиками из США Ольгой Шаповаловой и Мариной Азимовой.

Ниже представлены первые разделы программы на период октябрь 2013 – декабрь 2013.

 Прикладной анализ поведения

Преподаватель: Ольга Шаповалова (США), магистр (Master of Science) психологии по специальности прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis), сертифицированный поведенческий аналитик (Board Certified Behavior Analyst, BCBA)

Описание: цикл дистанционных занятий: видео-сессии через Интернет, 60 академических часов (2 занятия в неделю по 2,5 часа)

Темы занятий:

  1. Введение в прикладной анализ поведения
  2. История науки о поведении
  3. Определения поведения
  4. Методы наблюдения за поведением
  5. Этические вопросы, возникающие при применении поведенческих методик
  6. Отличительные черты прикладного анализа поведения
  7. Экспериментальный анализ поведения
  8. Анализ результатов вмешательства
  9. Методы прикладного анализа поведения
  10. Позитивное поощрение
  11. Вымирание
  12. Типы поощрений
  13. Эффективность поощрений
  14. Выборочное поощрение
  15. Расписание подачи поощрения
  16. Шейпинг (формирование реакции)
  17. Отличительный стимул
  18. Тренинг на обобщение
  19. Методики обучения новым навыкам
  20. Стимульный контроль
  21. Позитивное торможение
  22. Негативное торможение

Современные представления о расстройствах аутистического спектра

Лектор: Елисей Осин (Москва), детский врач-психиатр.

Описание: очный цикл лекций, время проведения, октябрь 2013, 2 последовательных дня по 6 академических часов.

Темы лекций:

  1. Расстройства аутистического спектра - общий обзор проблемы. История изучения, современное состояние проблемы в России и в мире.
  2. Этиология расстройств аутистического спектра. Генетические и средовые факторы. Методы изучения этиологии и современные эпидемиологические исследования.
  3. Обзор методов терапии аутистических расстройств. Современные подходы к оценке их эффективности и безопасности.
  4. Когнитивные теории при аутизме. Краткий обзор теорий и их значения для коррекционной работы.
  5. Современные диагностические критерии аутистических расстройств. Инструменты диагностики.

Тестирование базовых навыков коммуникации и обучения

Преподаватель: Марина Азимова (США), Master of Social Work, сертифицированный поведенческий аналитик (Board Certified Behavior Analyst, BCBA).

Описание: занятия дистанционные, время проведения – ноябрь-декабрь 2013, состоит из двух модулей по 10 академических часов (1 занятие по 2,5 часа в неделю).

Темы занятий:

  1. Система тестирования ABLLS-R
  2. Система тестирование VB-MAPP

Методы прикладного анализа поведения

Инструктор: Юлия Преснякова (Москва), поведенческий аналитик, психолог.

Описание: очный семинар-тренинг 40 академических часов (4 последовательных дня по 10 часов), время проведения – ноябрь 2013.

Программа семинара:

  1. Рабочее определение поведения. Что это такое, как пишется. Примеры. Видео-ролики о поведении. Практическая работа по написанию рабочего определения.
  2. Практика наблюдения за параметрами поведения. Выбор метода наблюдения. Заполнение форм и таблиц. Работа с формами ДПП и дневной сеткой.
  3. Практика определения цели поведения. Разбор готовых ДПП-форм и анализ дневных сеток.
  4. Работа с документацией. Формы интервью. Проведение интервью. Описание поведения.
  5. Работа с чек-листами.
  6. Установление сотрудничества с ребенком. Ступени, из которых складывается данный процесс.
  7. Метод отдельных проб. Просмотр видео. Общегрупповой тренинг. Занятия с детьми. Работа над ошибками.
  8. Методы формирования (shaping) и структурирования (chaining) поведенческих актов. Просмотр видео-роликов. Общегрупповой тренинг.
  9. Введение жетонов. Работа с детьми.
  10. Введение поощрения по прерывистому расписанию. Просмотр видео, работа с детьми.
  11. Введение карточек PECS. Общий тренинг. Просмотр и разбор видеоматериала.
  12. Контрольный тест.

Англоязычная научная литература по ABA

Преподаватель: Чульжанова Евгения, ассистент кафедры психологии личности факультета психологии НГУ.

Описание: еженедельные очные занятия по 2 академических часа, место проведения - НГУ.

Перечень литературы:

  1. Baer, D., Wolf, M., & Risley, R. (1968). Some current dimensions of applied behavior analysis. Journal of Applied Behavior Analysis, 1, 91 – 97
  2. Miller, L. K. (2006) Principles of everyday behavior analysis. (4th Ed.) Pacific
  3. Cooper, J.O., Heron, T.E., & Heward, W.L. (1987). Applied behavior analysis. (2nd Edition available fall, 2005)
  4. Sidman M. (2001). Coercion and its fallout. Revised Edition. Boston, Mass.
  5. Sulzer-Azaroff, B, & Mayer, G.R. (1991). Behavior analysis for lasting change. Wadsworth/Thomson Learning, Belmont CA
  6. Mayer, G.R., Sulzer-Azaroff, B., & Wallace M. (2012). Behavior analysis for lasting change. Second Edition. Sloan Publishing, LLC, NY ISBN
  7. Baer, D., Wolf, M., & Risley, R. (1987). Some still-current dimensions of applied behavior analysis. Journal of Applied Behavior Analysis, 20, 313 - 327.