Что такое Прикладной Поведенческий Анализ (АВА)?

Слово «Прикладной» означает возможность практического использования. Слова «Поведенческий Анализ» можно читать как «Теория Обучения», то есть понимание того, как происходит (или не происходит) усвоение новых навыков. (Это упрощение: в ABA так же очень много внимания уделяется поддержке и использованию в повседневной жизни навыков, полученных во время обучения.) Может показаться странным использование слова «поведение», когда речь идет об обучении речи, игре или жизни в социуме, но поведенческий специалист может обучить всему этому, при условии, что ответственные за эти действия зоны мозга сохранны и есть физическая возможность для выполнения данных навыков. Существует гипотеза восстановления, суть которой заключается в том, что преувеличения и дефициты при аутизме в значительной степени обусловлены «блокировкой» процесса обучения, которая может быть преодолена путем интенсивной работы.

Типично развивающиеся дети учатся без нашего вмешательства — мир вокруг них обеспечивает все необходимые условия для развития речи, игры и социальных навыков. Дети с аутизмом на много, на много меньше могут брать из окружающей среды. У них есть потенциал для того, чтобы «научиться учится», но для этого им нужна очень структурированная среда, максимально оптимизированная для приобретения навыков, которые типичные дети получают из «естественной» среды. АВА — это как раз о том, как создать такую среду, в которой наши дети смогут учиться.

Своими корнями Поведенческий анализ уходит в эксперименты Скиннера. Скиннер, экспериментируя с животными, показал, как использование пищевых подкреплений приводит к изменению поведения (обучению). Эти знания используют все, кто хочет чему-то научить свою собаку. Но не все могут поверить, что и для нас с вами это тоже работает. Люди, к счастью, реагируют не только на пищевые подкрепления, наш спектр подкреплений (вознаграждений) достаточно широк. Специалист АВА может использовать «съедобные» награды в самом начале работы, а потом расширять список и добавлять новые варианты подкреплений. Для нашего развития и возможности обучения конечно необходимы и чрезвычайно важны такие навыки, как мотивация, самодисциплина и любопытство. Но эти виды поведения чрезвычайно сложны и основываются на уже имеющихся базовых речевых и социальных навыках.

Любое новое поведение, которое появляется у животного (или у вас, или у меня), и которое не получает своего подкрепления, вероятнее всего прекратится через некоторое время (как часто вы набираете номер, которые все время занят?) И, как подсказывает здравый смысл, поведение, которое приводит к неприятным последствиям для человека, повторится с еще меньшей вероятностью. Это основы поведенческой теории обучения. АВА использует эти принципы для создания среды, в которой наши дети могут обучаться намного быстрее, и уделяет большое внимание использованию положительного подкрепления. Это наука, а не «философия». Даже принцип «чем раньше, тем лучше» основан на науке, поскольку существуют, хотя и не окончательные, данные о том, что мозг ребенка с нарушениями развития лучше всего «учится учиться», если обучение базовым навыкам начинается в раннем детстве.

Поведенческий подход к обучению не единственная возможная форма обучения. Стандартное школьное обучение в основном заключается в объяснениях и демонстрации образцов. Часто это называют естественным обучением. Типично развивающиеся дети, как правило, учатся через среду (или общение с другими людьми) с поразительной скоростью и без посторонней помощи. Весь смысл АВА заключается в том, чтобы сформировать предпосылки, которые сделают для ребенка возможным естественное обучение. Если наши дети смогут учиться без посторонней помощи, то в первую очередь у них не будет аутизма!

Обучение через отдельные пробы

Метод Отдельных проб является наиболее распространенным и самым узнаваемым методом АВА. Именно о нем люди чаще всего вспоминают, когда вы произносите слова «АВА» или «метод Ловааса». На это есть несколько причин: во-первых, использованию в процессе обучения метода отдельных проб отводится много сотен часов, а во-вторых, внешне этот метод выглядит довольно необычно. Но кроме того, этот метод действительно хорошо работает, и с ним можно добиться увеличения эффективности обучения, тем более, что сам метод постоянно совершенствуется.

Краткое описание метода Отдельных проб: учащийся получает стимул — это может быть вопрос, набор блоков и шаблон, или инструкция попросить у мамы стакан воды. Одновременно со стимулом учащемуся предоставляется правильный ответ, или очень сильная подсказка, каким должен быть его ответ на этот стимул. После повторения правильного ответа ученик получает награду (M&M, катание на спине, радостное восклицание «Хорошая работа!»); любые другие варианты ответов игнорируются, или исправляются учителем, который демонстрирует нейтральную реакцию на ошибку ученика. После того, как ответы ученика становятся все более правильными, учитель начинает постепенно убирать подсказки, и так до тех пор, пока ученик не начнет самостоятельно выполнять задание правильно. Обычно это делается один-на-один за столом (отсюда термин работа за столом) с детальным планированием инструкций, сроков, формулировок, реакций специалиста и ответов учеников.

Однако, было бы не верно думать, что АВА это только обучение через отдельные пробы. Ловаас (среди прочих) очень четко отмечал, что поведенческая программа — это комплексное вмешательство, которое проводится в как можно более разнообразной обстановке в любой доступный момент. Навыки, которые так эффективно формируются через отдельные пробы, должны быть использованы и обобщены в естественных условиях. Ребенок, который не знает разницу между «спроси» и «скажи», может постепенно увеличивать процент правильных ответов во время учебных сессий за столом, и пока он не освоит этот навык на уровне мастерства, он не начнет использовать понятия «спросить» и «говорить» без дополнительной помощи в естественных ситуациях. Переход от «мастерства» к «самостоятельному использованию» может занять время. Для этого нужны обученные и поддерживающие программу люди — родители, учителя, родственники и даже сверстники. Они помогают закрепить разные варианты соответствующего поведения в различных условиях, до тех пор, пока для поведения подкреплением не станут естественные вещи, такие как улыбка.

Пример естественного обучения

Ниже приведен пример взаимодействия ребенка с учителем или другим взрослым, который очень внимателен к ребенку, но который не владеет навыками, облегчающими обучение:

Учитель: Привет, Алекс, ты рад приближению Рождества?

А: [Нет ответа]

Учитель: Что ты собираешься делать на Рождество?

А: Я не знаю.

Учитель: Ты получишь подарки на Рождество?

А: Да

Учитель: Что ты еще будешь делать?

А: [Нет ответа]

Учитель: У вас есть елка?

А: Да.

Учитель: Кто приносит подарки на Рождество?

А: Я не знаю.

Учитель: Это Дед Мороз?

А: Да.

Учитель: [улыбается] Спасибо, Алекс!

 

Вот та часть беседы, которую произнес ребенок:

«Я не знаю, да, да, я не знаю, да.»

Происходит ли тут обучение? Кстати, я видел людей, которые, после подобных разговоров с детьми, возражали: «Нет! Ребенок сказал намного больше слов!»

Вот так эту же ситуацию мог бы использовать обученный человек для развития навыков ведения беседы:

Учитель: Привет, Алекс, ты рад приближению Рождества?

А: [Нет ответа]

Учитель: Ты рад приближению Рождества? Скажи, Да, я хочу открыть свои …

А: Да, я хочу, открыть свои подарки!

Учитель: [улыбается] Я тоже! Какие подарки ты попросил?

А: Я попросил подарки.

Учитель: Какие подарки ты попросил? Скажи, на Рождество, я попросил …

А: Я попросил велосипед .На Рождество.

Учитель: Круто![Слегка щекочет ребенка] Ты рад приближению Рождества?

A: Да, я хочу велосипед.

Учитель: [Щекочет сильнее] Велосипед! Отлично! Моя елка вся украшена елочными игрушками. Я повесил много украшений на МОЮ елку. [Показывает на елку Алекса]

А: Я повесил на мою елку украшение сердечко.

Учитель: Алекс, это так здорово![Очень сильно щекочет Алекса]

А: Aххххх! Перестань!

Переводчик: Анастасия Козорез

Редактор: Марина Лелюхина

Оригинал: http://rsaffran.tripod.com/whatisaba.html