Об организации летнего отдыха для детей с РАС

Сегодня стала достаточно актуальной тема досуга детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т.ч. детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Особенно остро стоит вопрос: как организовать жизнь и отдых детей, которым уже исполнилось 18 лет, потому что в детские учреждения и кружки таких детей чаще всего не берут, а занять себя самостоятельно могут далеко не все.

Одним из направлений работы с индивидуальной психолого-педагогической помощью детям с РАС с учетом особых потребностей является обеспечение среды, в которой можно было бы также реализовывать программы специальных смен летнего отдыха. И такая возможность появилась на базе детского оздоровительного лагеря «Лазурный».

Начиная с 2016 г, в августе проходят заезды семей с детьми с РАС в ДОЛ «Лазурный», организатором этого семейного отдыха является  ассоциация помощи людям с РАС «СПЕКТР». Уникальность состоит в том, что общее расписание лагеря адаптируется под детей с РАС.

Очередная смена прошла и в августе этого года. Вожатые лагеря организовали для детей спортивные мероприятия, игры на взаимодействие, занятия в творческих мастерских (пение, игра на музыкальных инструментах, аппликация, рисование).

Психолог МЦПАП НГУ Татьяна Анатольевна Мурашова уже второй раз осуществляет сопровождение семей в течение всего времени пребывания в лагере. Проводит занятия, направленные на сенсорное развитие, социальное взаимодействие и социальную адаптацию, а также занятия, направленные на формирование представлений о других людях и о предметном мире. Также были организованы занятия с родителями: групповые и индивидуальные консультации.

Подобные поездки очень важны для таких семей, как отмечают родители, дети каждый раз ждут эти встречи, они с удовольствием общаются друг с другом, и особенно любят выступать на сцене и танцевать дискотеке.

Как стало очевидно, предложенная программа организации летнего отдыха для детей с РАС очень эффективна. Успех ее обусловлен соблюдением нескольких условий: организация общего взаимодействия психологов, волонтеров, вожатых, детей и их родителей; индивидуальный подход в сопровождении семей; создание благоприятной атмосферы в лагере. Все это в итоге способствует усвоению и воспроизведению детьми с РАС социального опыта, снижению общего напряжения в семье, восстановлению физических и психологических сил.