Делегация нашего Центра приняла активное участие в VIII Международной научно-практической конференции «КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА», которая была организована Международным институтом аутизма Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева и прошла в г. Красноярске 5-7 ноября.
Этот крупный научный форум собрал вместе почти тысячу участников: ведущих академических учёных из разных стран, признанных во всем мире экспертов-практиков, представителей правительства Красноярского края и России, самых разных специалистов, занимающихся темой РАС: медиков, психологов, педагогов, а также руководителей и представителей большого количества общественных родительских организаций. На конференции были представлены 24 субъекта Российской Федерации, а также иностранные государства: Беларусь, Великобритания, Франция и США.
Пленарное заседание проходило в Большом концертном зале Красноярской краевой филармонии. В ходе пленарного заседания участникам конференции были представлены: медицинский доклад профессора психиатрии из США М. Казановы «Современные медицинские подходы диагностики детей с РАС», философско-методологический доклад О.Б. Богдашиной «Концепция понимания аутизма: эффект маятника и пути его регулирования», три правительственных доклада: «Государственная политика в сфере обеспечения прав на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Л.П. Фальковской, «Основные направления изменений в образовании детей с РАС» С.В. Алёхиной и «О развитии помощи детям дошкольного возраста с РАС в России» С.А. Морозова, доклад «Модель организации комплексного сопровождения людей с тяжёлыми нарушениями развития. Опыт, проблемы и пути их решения» А.М. Царёва и три доклада экспертов аутизма из Франции и Великобритании, посвящённые конкретным приёмам и техникам, разработанным для обучения людей с РАС.
Во второй половине дня работа конференции продолжилась в русле трёх параллельно проходивших дискуссий, в ходе которых было представлено и обсуждено 17 докладов. В заседании, освещавшем основные направления изменений в образовании детей с РАС, московский учёный и главный редактор журнала «Аутизм и нарушения развития» А.В. Хаустов рассказал о подготовленных специально для школьников с РАС адаптированных вариантах ФГОСов, их разновидностях, учитывающих первазивный характер расстройств и перспективах их грядущего внедрения в практику. В использовании новых ФГОСов предусмотрена возможность обращения к альтернативным системам коммуникации с учётом индивидуальных потребностей каждого ребёнка – об этом был доклад доцента кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета С.Ю. Кондратьевой. Очень большой интерес аудитории вызвало росийско-американское исследование, посвящённое разработке системы мониторинга персонального прогресса в обучении для обучающихся с выраженными ментальными нарушениями, представленное доцентом кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. Астафьева Мамаевой А.В. Об опыте работы по сопровождению детей и молодёжи с РАС московского института коррекционной педагогики РАО рассказал сотрудник этого института И.А. Костин.
В рамках дискуссии о социальной реабилитации и сопровождении лиц с РАС участникам были представлены несколько невероятно масштабных и интересных проектов. Первой с презентацией «Опыт организации адаптационно-реабилитационного пространства для лиц с РАС и их семей «Социальная усадьба «Добрая»» выступила А.Н. Маркевич – руководитель красноярской родительской организации «Свет надежды» и, одновременно, магистрант КГПУ по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»в рамках междисциплинарной сетевой программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с РАС», осуществляемой с 2015 года благодаря Международному институту аутизма. Посещению усадьбы «Добрая», расположенной в 30 км от города, был посвящён последний день конференции. Не менее живой эмоциональный отклик всей огромной аудитории вызвали представленные вслед за первым доклады профессора из США Стивена Шора – человека с диагнозом аутизм, разрабатывающего пути адаптации детей и подростков с РАС, и И.Л.Шпицберга - руководителя знаменитого московского реабилитационного центра «Наш солнечный мир», в котором многие из присутствовавших на конференции бывали в качестве гостей или стажёров.
В заключение заседания, собравшиеся обсудили интересный опыт ранней диагностики аутизма, о котором рассказал белорусский психолог О.А.Трофимович.
В малом зале филармонии тем временем бурно проходила дискуссия о роли некоммерческих организаций в формировании и реализации модели комплексного сопровождения лиц с РАС. О развитии комплексной помощи лицам с РАС, о партнёрстве общественных организаций с государством, о межсекторном взаимодействии, консолидации усилий в решении проблем инвалидов старше 18 лет говорили представители мощных, прекрасно структурированных общественных организаций из Пермского края, Хабаровска, Оренбурга, Тюмени и, конечно, Красноярска. Модерировали дискуссию С.А. Морозов – научный консультант Коалиции общественных организаций родителей детей с РАС, член Экспертного совета по коррекционному и инклюзивному образованию при Комитете образования при Госдуме Федерального собрания РФ и А.М. Царёв – директор ГБОУ «Центр лечебной педагогики дифференцированного обучения» Псковской области, председательСовета Межрегиональной общественной организации «Ассоциации в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии», член правления Псковской региональной общественной благотворительной организации родителей детей-инвалидов с аутизмом «Я и Ты».
Второй день конференции был ознаменован работой восьми секций и трёх круглых столов.
Работа каждой из секций включала в себя доклады, дискуссии и мастер-классы. Был рассмотрен широкий спектр вопросов: от философии аутизма – новейшего, набирающего ныне популярность течения современной философии, на переднем крае которого оказались специалисты из КГПУ им. Астафьева, до сугубо практических – таких, как пути улучшения работы и взаимодействия с образовательными организациями ППМС центров,организация инклюзивного образованияили применение методов кинезиологиии предупреждение сенсорной перегрузки.
Обсуждение резолюции конференции показало, насколько плодотворно она прошла. Собравшиеся очень высоко оценили работы, представленные организаторами конференции, а также большинством её участников. Практически все так называемые практические площадки конференции, на территории которых происходила работа секций - школы, детские сады, коммерческие и некоммерческие центры Красноярска – показали себя как практически готовые или почти готовые тематические ресурсные центры. В то же время участники единодушны в понимании того, что на данном этапе развития всех представленных проектов для перехода их на следующий уровень развития необходимо массовое обучение кадров технологиям работы с детьми с аутизмом. Во всей России практически все специалисты, работающие с детьми с РАС, остро нуждаются в получении соответствующей их задачам квалификации. В КГПУ необходимая магистерская программа уже работает, также там подготовлены и другие образовательные ресурсы. Однако обучение специалистов для всей России требует, разумеется, подключения и других образовательных центров. В частности, для Новосибирска и НСО эту работу может взять на себя МЦПАП НГУ. Кроме того, такое образование совершенно необходимо родителям детей с РАС. Минздрав России располагает в настоящее время проектом под названием «Школа для родителей». Также в решения конференции внесён пункт о необходимости обеспечения преемственности сопровождения лиц с РАС на всех этапах жизненного цикла. Уже перед началом конференции, 3 ноября, в Красноярске подписан и согласован закон краевого уровня «Межведомственный план действий по оказанию помощи детям с РАС». Конференция приняла решение обратиться к Правительству России с предложением об изменении с 1 января 2016 года формулировки федерального закона №442 таким образом, чтобы он включил в себя положения об абилитации и реабилитации. Ещё одно предложение конференции - о создании федерального ресурсного центра по проблемам аутизма. Не только специалистам, но и обществу в целом необходима система распространения информации, знаний об аутизме.
С решениями и материалами конференции можно ознакомиться на её сайте:http://autism.kspu.ru