Как справиться с проблемами в поведении ребенка
Manage children’s behavioral problem
By Raymond Fung, BCBA, Behavioral Consultant of Autism Partnership
перевод: Евгения Чульжанова
Многие родители задают мне вопрос о том, как им изменить нежелательное поведение ребенка. Откровенно говоря, изменить поведение не так просто. Попробуйте представить, что вы решили изменить привычки и вести здоровый образ жизни, например, рано ложиться спать и вставать, есть здоровую пищу, делать зарядку 30 минут в день, ездить в гости к родителям дважды в неделю, копить деньги и прочее… Мы все знаем плюсы такого образа жизни, но часто мы не можем устоять против соблазна задержаться допоздна в гостях, перекусить, выпить пива, пойти отдыхать вместо поездки к родителям или от соблазна покупать дорогую одежду или мебель. Попытка изменить себя – это уже достаточно сложная задача, что же говорить об изменении других людей, и особенно детей, которых вы так любите. Когда родители видят, что ребенку сложно, они часто сдаются слишком рано, лишь бы не видеть его расстроенным.
У нашего поведения всегда есть причины и цели. Поведение должно выполнять определенные функции. Непослушание, которое нам демонстрирует ребенок, может быть вызвано чем-то и может поддерживаться определенными поощрениями. Например, хнычущий ребенок в магазине может просто хотеть, чтобы ему купили игрушку. Если ребенок не получает того, что он хочет, он может устроить истерику и бороться за то, чтобы избежать выполнения требований или отложить выполнение задания или домашнюю работу. Они могут вести себя нежелательным образом, чтобы привлечь внимание или развлечь себя. К тому времени, когда родители замечают, что уровень проблемного поведения усилился, поведение уже превратилось в привычку - результат обусловленности, когда поведение запускается без предварительных размышлений и уже не нуждается в поощрении.
Есть несколько вещей, которые родители могут сделать, чтобы управлять таким типом поведения. Первым делом, родители должны научить детей приемлемым социальным навыкам для получения необходимого результата. Эффективное обучение должно проходить, когда ребенок спокоен и готов учиться. Если вы выберете неподходящий момент для замечаний, то это будет то же самое, что уговаривать пьяного человека бросить привычку выпивать. Это приведет только к таким неприятным последствиям, как раздражение и испорченные отношения.
Когда дети демонстрируют поведенческие проблемы, многие родители ошибочно полагают, что лучшее решение – просто дать им то, что они хотят. И это мгновенно приведет к миру и покою. И после этого родителям станет легче. Но у такого быстрого решения будет только краткосрочный эффект. Фактически это создаст долгосрочную проблему в будущем. Эффективным способом решить подобную проблему будет незамедлительно убрать поощрение - игрушку или внимание. Если ребенок в целом сговорчив, родители могут попробовать спокойно и мягко остановить нежелательное поведение. Или родители могут вовлечь ребенка в другую деятельность, чтобы переключить его внимание. Останавливать ребенка силой можно только в крайнем случае.
Родителям необходимо быть подготовленными и понимать все ограничения окружающей среды и их собственные возможности для того, чтобы решать поведенческие проблемы. Ведь когда ребенок ведет себя определенным образом, чтобы получить что-то, а его запрос не выполняется. Ребенок может усиливать поведение до тех пор, пока не получит то, что он хочет. И чтобы иметь долгосрочный результат, нам нужно быть последовательными и настойчивыми. В конечном итоге, это часть того обучающего процесса, через который предстоит пройти детям.