Слово «Прикладной» означает возможность практического использования. Слова «Поведенческий Анализ» можно читать как «Теория Обучения», то есть понимание того, как происходит (или не происходит) усвоение новых навыков. (Это упрощение: в ABA так же очень много внимания уделяется поддержке и использованию в повседневной жизни навыков, полученных во время обучения.) Может показаться странным использование слова «поведение», когда речь идет об обучении речи, игре или жизни в социуме, но поведенческий специалист может обучить всему этому, при условии, что ответственные за эти действия зоны мозга сохранны и есть физическая возможность для выполнения данных навыков. Существует гипотеза восстановления, суть которой заключается в том, что преувеличения и дефициты при аутизме в значительной степени обусловлены «блокировкой» процесса обучения, которая может быть преодолена путем интенсивной работы.
Типично развивающиеся дети учатся без нашего вмешательства — мир вокруг них обеспечивает все необходимые условия для развития речи, игры и социальных навыков. Дети с аутизмом на много, на много меньше могут брать из окружающей среды. У них есть потенциал для того, чтобы «научиться учится», но для этого им нужна очень структурированная среда, максимально оптимизированная для приобретения навыков, которые типичные дети получают из «естественной» среды. АВА — это как раз о том, как создать такую среду, в которой наши дети смогут учиться.
Своими корнями Поведенческий анализ уходит в эксперименты Скиннера. Скиннер, экспериментируя с животными, показал, как использование пищевых подкреплений приводит к изменению поведения (обучению). Эти знания используют все, кто хочет чему-то научить свою собаку. Но не все могут поверить, что и для нас с вами это тоже работает. Люди, к счастью, реагируют не только на пищевые подкрепления, наш спектр подкреплений (вознаграждений) достаточно широк. Специалист АВА может использовать «съедобные» награды в самом начале работы, а потом расширять список и добавлять новые варианты подкреплений. Для нашего развития и возможности обучения конечно необходимы и чрезвычайно важны такие навыки, как мотивация, самодисциплина и любопытство. Но эти виды поведения чрезвычайно сложны и основываются на уже имеющихся базовых речевых и социальных навыках.
Любое новое поведение, которое появляется у животного (или у вас, или у меня), и которое не получает своего подкрепления, вероятнее всего прекратится через некоторое время (как часто вы набираете номер, которые все время занят?) И, как подсказывает здравый смысл, поведение, которое приводит к неприятным последствиям для человека, повторится с еще меньшей вероятностью. Это основы поведенческой теории обучения. АВА использует эти принципы для создания среды, в которой наши дети могут обучаться намного быстрее, и уделяет большое внимание использованию положительного подкрепления. Это наука, а не «философия». Даже принцип «чем раньше, тем лучше» основан на науке, поскольку существуют, хотя и не окончательные, данные о том, что мозг ребенка с нарушениями развития лучше всего «учится учиться», если обучение базовым навыкам начинается в раннем детстве.
Поведенческий подход к обучению не единственная возможная форма обучения. Стандартное школьное обучение в основном заключается в объяснениях и демонстрации образцов. Часто это называют естественным обучением. Типично развивающиеся дети, как правило, учатся через среду (или общение с другими людьми) с поразительной скоростью и без посторонней помощи. Весь смысл АВА заключается в том, чтобы сформировать предпосылки, которые сделают для ребенка возможным естественное обучение. Если наши дети смогут учиться без посторонней помощи, то в первую очередь у них не будет аутизма!
Обучение через отдельные пробы
Метод Отдельных проб является наиболее распространенным и самым узнаваемым методом АВА. Именно о нем люди чаще всего вспоминают, когда вы произносите слова «АВА» или «метод Ловааса». На это есть несколько причин: во-первых, использованию в процессе обучения метода отдельных проб отводится много сотен часов, а во-вторых, внешне этот метод выглядит довольно необычно. Но кроме того, этот метод действительно хорошо работает, и с ним можно добиться увеличения эффективности обучения, тем более, что сам метод постоянно совершенствуется.
Краткое описание метода Отдельных проб: учащийся получает стимул — это может быть вопрос, набор блоков и шаблон, или инструкция попросить у мамы стакан воды. Одновременно со стимулом учащемуся предоставляется правильный ответ, или очень сильная подсказка, каким должен быть его ответ на этот стимул. После повторения правильного ответа ученик получает награду (M&M, катание на спине, радостное восклицание «Хорошая работа!»); любые другие варианты ответов игнорируются, или исправляются учителем, который демонстрирует нейтральную реакцию на ошибку ученика. После того, как ответы ученика становятся все более правильными, учитель начинает постепенно убирать подсказки, и так до тех пор, пока ученик не начнет самостоятельно выполнять задание правильно. Обычно это делается один-на-один за столом (отсюда термин работа за столом) с детальным планированием инструкций, сроков, формулировок, реакций специалиста и ответов учеников.
Однако, было бы не верно думать, что АВА это только обучение через отдельные пробы. Ловаас (среди прочих) очень четко отмечал, что поведенческая программа — это комплексное вмешательство, которое проводится в как можно более разнообразной обстановке в любой доступный момент. Навыки, которые так эффективно формируются через отдельные пробы, должны быть использованы и обобщены в естественных условиях. Ребенок, который не знает разницу между «спроси» и «скажи», может постепенно увеличивать процент правильных ответов во время учебных сессий за столом, и пока он не освоит этот навык на уровне мастерства, он не начнет использовать понятия «спросить» и «говорить» без дополнительной помощи в естественных ситуациях. Переход от «мастерства» к «самостоятельному использованию» может занять время. Для этого нужны обученные и поддерживающие программу люди — родители, учителя, родственники и даже сверстники. Они помогают закрепить разные варианты соответствующего поведения в различных условиях, до тех пор, пока для поведения подкреплением не станут естественные вещи, такие как улыбка.
Пример естественного обучения
Ниже приведен пример взаимодействия ребенка с учителем или другим взрослым, который очень внимателен к ребенку, но который не владеет навыками, облегчающими обучение:
Учитель: Привет, Алекс, ты рад приближению Рождества?
А: [Нет ответа]
Учитель: Что ты собираешься делать на Рождество?
А: Я не знаю.
Учитель: Ты получишь подарки на Рождество?
А: Да
Учитель: Что ты еще будешь делать?
А: [Нет ответа]
Учитель: У вас есть елка?
А: Да.
Учитель: Кто приносит подарки на Рождество?
А: Я не знаю.
Учитель: Это Дед Мороз?
А: Да.
Учитель: [улыбается] Спасибо, Алекс!
Вот та часть беседы, которую произнес ребенок:
«Я не знаю, да, да, я не знаю, да.»
Происходит ли тут обучение? Кстати, я видел людей, которые, после подобных разговоров с детьми, возражали: «Нет! Ребенок сказал намного больше слов!»
Вот так эту же ситуацию мог бы использовать обученный человек для развития навыков ведения беседы:
Учитель: Привет, Алекс, ты рад приближению Рождества?
А: [Нет ответа]
Учитель: Ты рад приближению Рождества? Скажи, Да, я хочу открыть свои …
А: Да, я хочу, открыть свои подарки!
Учитель: [улыбается] Я тоже! Какие подарки ты попросил?
А: Я попросил подарки.
Учитель: Какие подарки ты попросил? Скажи, на Рождество, я попросил …
А: Я попросил велосипед .На Рождество.
Учитель: Круто![Слегка щекочет ребенка] Ты рад приближению Рождества?
A: Да, я хочу велосипед.
Учитель: [Щекочет сильнее] Велосипед! Отлично! Моя елка вся украшена елочными игрушками. Я повесил много украшений на МОЮ елку. [Показывает на елку Алекса]
А: Я повесил на мою елку украшение сердечко.
Учитель: Алекс, это так здорово![Очень сильно щекочет Алекса]
А: Aххххх! Перестань!
Переводчик: Анастасия Козорез
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: http://rsaffran.tripod.com/whatisaba.html