Программа, в состав которой входит несколько очных и заочных учебных блоков, посвященных современным методам коррекции аутистических расстройств, успешно стартовала.
5 и 6 октября НГУ посетил московский психиатр Елисей Осин, который прочитал для группы обзорный курс лекций на тему «Современные представления о расстройствах аутистического спектра».
12 октября слушатели программы приступили к занятиям по курсам «Прикладнойанализ поведения» и «Тестирование базовых навыков коммуникации и обучения», подготовленным сертифицированными поведенческими аналитиками из США Ольгой Шаповаловой и Мариной Азимовой.
Ниже представлены первые разделы программы на период октябрь 2013 – декабрь 2013.
Прикладной анализ поведения
Преподаватель: Ольга Шаповалова (США), магистр (Master of Science) психологии по специальности прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis), сертифицированный поведенческий аналитик (Board Certified Behavior Analyst, BCBA)
Описание: цикл дистанционных занятий: видео-сессии через Интернет, 60 академических часов (2 занятия в неделю по 2,5 часа)
Темы занятий:
- Введение в прикладной анализ поведения
- История науки о поведении
- Определения поведения
- Методы наблюдения за поведением
- Этические вопросы, возникающие при применении поведенческих методик
- Отличительные черты прикладного анализа поведения
- Экспериментальный анализ поведения
- Анализ результатов вмешательства
- Методы прикладного анализа поведения
- Позитивное поощрение
- Вымирание
- Типы поощрений
- Эффективность поощрений
- Выборочное поощрение
- Расписание подачи поощрения
- Шейпинг (формирование реакции)
- Отличительный стимул
- Тренинг на обобщение
- Методики обучения новым навыкам
- Стимульный контроль
- Позитивное торможение
- Негативное торможение
Современные представления о расстройствах аутистического спектра
Лектор: Елисей Осин (Москва), детский врач-психиатр.
Описание: очный цикл лекций, время проведения, октябрь 2013, 2 последовательных дня по 6 академических часов.
Темы лекций:
- Расстройства аутистического спектра - общий обзор проблемы. История изучения, современное состояние проблемы в России и в мире.
- Этиология расстройств аутистического спектра. Генетические и средовые факторы. Методы изучения этиологии и современные эпидемиологические исследования.
- Обзор методов терапии аутистических расстройств. Современные подходы к оценке их эффективности и безопасности.
- Когнитивные теории при аутизме. Краткий обзор теорий и их значения для коррекционной работы.
- Современные диагностические критерии аутистических расстройств. Инструменты диагностики.
Тестирование базовых навыков коммуникации и обучения
Преподаватель: Марина Азимова (США), Master of Social Work, сертифицированный поведенческий аналитик (Board Certified Behavior Analyst, BCBA).
Описание: занятия дистанционные, время проведения – ноябрь-декабрь 2013, состоит из двух модулей по 10 академических часов (1 занятие по 2,5 часа в неделю).
Темы занятий:
- Система тестирования ABLLS-R
- Система тестирование VB-MAPP
Методы прикладного анализа поведения
Инструктор: Юлия Преснякова (Москва), поведенческий аналитик, психолог.
Описание: очный семинар-тренинг 40 академических часов (4 последовательных дня по 10 часов), время проведения – ноябрь 2013.
Программа семинара:
- Рабочее определение поведения. Что это такое, как пишется. Примеры. Видео-ролики о поведении. Практическая работа по написанию рабочего определения.
- Практика наблюдения за параметрами поведения. Выбор метода наблюдения. Заполнение форм и таблиц. Работа с формами ДПП и дневной сеткой.
- Практика определения цели поведения. Разбор готовых ДПП-форм и анализ дневных сеток.
- Работа с документацией. Формы интервью. Проведение интервью. Описание поведения.
- Работа с чек-листами.
- Установление сотрудничества с ребенком. Ступени, из которых складывается данный процесс.
- Метод отдельных проб. Просмотр видео. Общегрупповой тренинг. Занятия с детьми. Работа над ошибками.
- Методы формирования (shaping) и структурирования (chaining) поведенческих актов. Просмотр видео-роликов. Общегрупповой тренинг.
- Введение жетонов. Работа с детьми.
- Введение поощрения по прерывистому расписанию. Просмотр видео, работа с детьми.
- Введение карточек PECS. Общий тренинг. Просмотр и разбор видеоматериала.
- Контрольный тест.
Англоязычная научная литература по ABA
Преподаватель: Чульжанова Евгения, ассистент кафедры психологии личности факультета психологии НГУ.
Описание: еженедельные очные занятия по 2 академических часа, место проведения - НГУ.
Перечень литературы:
- Baer, D., Wolf, M., & Risley, R. (1968). Some current dimensions of applied behavior analysis. Journal of Applied Behavior Analysis, 1, 91 – 97
- Miller, L. K. (2006) Principles of everyday behavior analysis. (4th Ed.) Pacific
- Cooper, J.O., Heron, T.E., & Heward, W.L. (1987). Applied behavior analysis. (2nd Edition available fall, 2005)
- Sidman M. (2001). Coercion and its fallout. Revised Edition. Boston, Mass.
- Sulzer-Azaroff, B, & Mayer, G.R. (1991). Behavior analysis for lasting change. Wadsworth/Thomson Learning, Belmont CA
- Mayer, G.R., Sulzer-Azaroff, B., & Wallace M. (2012). Behavior analysis for lasting change. Second Edition. Sloan Publishing, LLC, NY ISBN
- Baer, D., Wolf, M., & Risley, R. (1987). Some still-current dimensions of applied behavior analysis. Journal of Applied Behavior Analysis, 20, 313 - 327.