Само название науки «прикладной анализ поведения», который мы взялись изучать, предполагает ее практическую ценность. И наш теоретический курс просто нуждается в практике. Поэтому, не откладывая в «долгий ящик», в ноябре 2013 года мы пригласили специалиста из Москвы, Юлию Преснякову, поведенческого аналитика и психолога. Она привезла нам курс «Методы прикладного анализа поведения». Это был не простой курс, а очный семинар-тренинг, рассчитанный на 40 академических часов.
Первые занятия мы провели в детальном изучении методов исследования и коррекции нежелательного поведения. Юлия привела нам несколько случаев из практики, которые мы детально разобрали: начиная от выбора целевого поведения и написания рабочего определения, пройдя через сбор информации и его анализ, наконец, добрались до самого важного – подбора методик коррекции.
На остальные дни семинара-тренинга у нас была договоренность с родителями, так помогших нам в осуществлении задуманного: провести первые занятия с детьми. И, конечно, мы благодарны руководителю Детского оздоровительно-образовательного центра А.И. Бороздина, предоставившего нам возможность организовать занятия на территории центра.
Для большинства из нас это была не просто первая практика в новом для всех подходе, это было еще и первое знакомство с детьми с особенностями развития. Сколько было волнений и переживаний: а получится ли? а что делать если? а как построить работу? Эти вопросы постепенно разрешались, но возникали и новые, уже относящиеся к профессиональным навыкам и знаниям, нежели к простому волнению. Под руководством Юлии мы старались наладить сотрудничество с каждым ребенком, подобрать мотивационные предметы, игры, заинтересовать деятельностью и простым эмоциональным взаимодействием. Далее наше задачи усложнялись, и мы пробовали применять такие стратегии обучения, как метод отдельных блоков и метод формирования, пробовали вводить жетоны и использовать прямое поощрение.
Это был первый захватывающий опыт работы с детьми с использованием поведенческих стратегий, который воодушевил нас на дальнейшее обучение.