В Новосибирском государственном университете начал работу Центр анализа поведения, который занимается оказанием помощи детям, страдающим расстройствами аутистического спектра, а также их родителям.
«Самое основное достижение — мы стали выходить на семьи, консультировать, заниматься непосредственно с ребятами. Их количество растет, как и число специалистов: те студенты, которые участвовали в обучающей программе, начинают работать», — отметила организатор и сотрудник Центра, ассистент кафедры психологии личности факультета психологии НГУ Евгения Чульжанова.
Процесс идет таким образом: сначала проводится оценка навыков и умений ребенка, чтобы понять, на каком уровне он находится в данный момент, потом в соответствии с результатами тестирования составляется индивидуальная программа. Занятия проходят в самом Центре; кроме того, если есть какие-либо проблемы с поведением (агрессия, истерики), родители получают рекомендации специалистов, а также протоколы, по которым с детьми можно заниматься дома. «Словом, идет активная совместная работа», — отмечает Евгения Чульжанова.
«Это выглядит по-разному, но всегда весело и интересно», — говорит организатор проекта, представитель родительской инициативной группы Евгений Александрович Бондарь. В основе лежит поощрение, то есть, выбираются какие-то вещи или игры, которые ребенку приятны и интересны, и после того, как выполнена учебная сессия, наступает момент позитива. Специалисты используют метод прикладного анализа поведения, который в данный момент является самым лучшим в мире, он очень развит на Западе, в частности, в США. «К нему мы подошли, исходя из истории моей семьи, — рассказывает Евгений Бондарь. — Я как родитель ребенка-аутиста искал решения, что же делать, и со временем стало понятно: есть сотни вариантов работы с такими детьми, но, к сожалению, многие методы либо интуитивные, либо основанные на псевдо науке, либо пока не имеют доказанной эффективности. Самый мощный же, как выяснилось — тот, который мы здесь и стали использовать, основываясь на мировых практиках и перенимая опыт у лучших специалистов».
Отметим, что все сотрудники Центра, согласно этическим правилам, работают под супервизией: то есть, все программы, протоколы и данные в обязательном порядке просматриваются высокопрофессиональным поведенческим аналитиком из США.
Евгения ЧульжановаЗаместитель директора Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН декан физического факультета НГУ Александр Евгеньевич Бондарь отмечает, что, к сожалению, система помощи таким детям и их родителям в России недостаточно развита. «Проблема достаточно глобальна, в настоящее время нет научного объяснения подобных особенностей психики, — говорит ученый. — Так что следует использовать все наши возможности, чтобы комплексно подойти к вопросу. Конечно, в будущем это должна быть целая система, платформа, ведь в реабилитации нуждаются не только сами маленькие пациенты, но и семьи, столкнувшиеся с аутизмом и склонные замыкаться в своей проблеме». По мнению Александра Бондаря, сегодняшний момент в развитии Центра переломный, потому что до сих пор шла подготовка специалистов, их обучение с привлечением международных экспертов, но сейчас уже начата помощь непосредственно детям и их родителям.
«Этот эксперимент, который мы начали еще год назад, очень нужен и для Новосибирской области, и для всей России, поскольку проблема детей-аутистов встает перед нами во весь рост», — комментирует ректор НГУ доктор физико-математических наук Михаил Петрович Федорук, добавляя, что это большая трудность для всей семьи, причем, задача компенсации маленьких пациентов многогранна и затрагивает не только прикладной анализ поведения. «Здесь есть работа и для психологов, и для медиков, и для представителей других специальностей», — сказал ректор, подчеркнув, что университет готов сотрудничать со всеми заинтересованными организациями. «В НГУ недавно был международный семинар, посвященный этой проблеме, — сообщил Михаил Федорук. — Так что мы надеемся использовать и опыт других стран, и, конечно же, огромный научный потенциал, имеющийся в Академгородке. Это только начальная точка, и я уверен: у нас все получится».
Декан факультета психологии НГУ кандидат психологических наук Ольга Николаевна Первушина выразила надежду, что начало, которое положено, позволит привлечь еще больше внимания городской общественности, правительства Новосибирской области, потому что только объединение усилий позволит Центру двигаться дальше. Помимо очевидной работы с родителями, о которой уже говорилось, по мнению специалиста, необходима поддержка сообщества врачей — педиатров, психиатров, а также осуществление ранней диагностики. «Нужна подготовка и педагогов, воспитателей, которые имеют дело с такими детьми, развитие определенной инфраструктуры — особые группы или варианты инклюзии на уровне детских садов и школ, и это невозможно без помощи правительства и органов власти», — говорит Ольга Первушина.
Действительно, по словам Евгения Бондаря, к сожалению, не все родители вовремя могут понять, что у ребенка проблемы. Поэтому серьезный акцент нужно делать именно на педиатрическую помощь, повышение квалификации в этом направлении.
Ольга Первушина отмечает, что одно из направлений деятельности Центра — обучение разных целевых аудиторий: «Без этого мы будем не в состоянии заметно способствовать решению проблемы». По ее словам, НГУ планирует разработать программы дополнительного образования, плюс в планах стоит открытие магистратуры по этому направлению.
Источник: http://www.sbras.info/articles/akademgorodok/v-ngu-pomogut-detyam-stradayushchim-autizmom