Читать далее"/>

Художественный отчет: как мы жили в 2014

IMG_9123Закончился 2014 год. Всего-то 365 дней и 365 ночей. Оглядываешься назад и совершенно неясно: как сюда уместились все эти обучающие, информационные, тренинговые события? И еще много других… конференции и семинары, стажировки и консультирование, написание проектов и статей..
Год начался восхитительно. В январе мы (то есть студенты) закончили первый модуль обучения курса ВСаВА у Ольги Шаповаловой – нашего основного преподавателя. Модуль был одновременно прост и сложен. Дистанционная форма обучения, система оценивания и постоянный строгий контроль усвоенных знаний – все это держало нас в постоянном тонусе. Однако модуль был успешно пройден, и мы пошли на каникулы. Но не надо путать с отдыхом! В феврале к нам приехали специалисты из Autism Partnership: Зайра Али, Ивон Чен и Лай Кан Вон, сертифицированные поведенческие аналитики (BCBA) с многолетним опытом помощи детям с аутизмом. Они привезли с собой не только свой профессионализм, но и позитивный настрой, любовь к детям, юмор и трепет перед сибирской зимой. Последнее, впрочем, быстро улетучилось. Сколько навыков и знаний мы приобрели за эту неделю интенсива! А уж благодарностям родителей за возможность участия их самих и детей в уникальном тренинге не было предела.
Так незаметно пролетели каникулы, и в марте подкрался второй модуль курса BCaBA, посвященный работе с нежелательным поведением. В этом модуле мы изучали функциональный анализ, смысл которого можно коротко описать как наблюдение за поведением и выявление его целей. А если еще проще, функциональный анализ – это получение ответа на вопрос: зачем человек делает те или иные действия? Знание нашло свой прикладной аспект: в качестве проектного задания нами были написаны программы по работе с поведением наших подопечных.
В мае у нас  появилась инициатива проведения мероприятия «Месяц поддержки родителей детей с аутизмом». Основная идея мероприятия была рассказать родителям о методах АВА-терапии, оказать поддержку и консультативную помощь. Мы подготовили семинар с докладами и обсуждением актуальных вопросов. С самого начала было понятно, что мероприятие будет полезным, но кто же ожидал, что оно будет еще и таким душевным! И это несмотря на то, что компания собралась не маленькая:  в общей сложности, сорок человек. Больше половины из них в течение следующего месяца получали бесплатные консультации по работе с детьми.
После этого у нас был целый месяц отдыха! Хотя этот месяц мы провели в фантазиях о предстоящих экспериментах и формулировании гипотез. Ведь третий модуль, начавшийся в новом учебном году, как обычно, содержал в себе не только теорию (а здесь это были этические аспекты АВА и новый материалы по методам работы), но и практику, а именно, проведение настоящего поведенческого исследования и написание статьи.
Начиная с сентября, четыре будущих поведенческих аналитика начали пробовать свои силы в работе с детьми под супервизией замечательного специалиста -  Ольги Мелешкевич (ВАСВ).
В начале октября шестеро студентов уехали на стажировку к нашим друзьям (а может быть, в будущем и деловым партнерам?) в Гонконгский филиал организации «Autism Partnership». Для студентов был организован интенсивный  тренинг по использованию ABA-терапии, ведущим которого выступил директор филиала, Тоби Маунтджой. Что уж говорить: наши специалисты вернулись домой под мощнейшим впечатлением и с удивительными приобретениями в плане опыта.
В конце октября и начале ноября прошло два открытых вебинара для родителей, ведущими которых были соответственно два студента курса. Темы выбирали сами студенты и попали в точку: семинары в общей сложности посетили более 80 человек из разных городов России и других стран. Это ли не показатель актуальности!
А в декабре нас ждали следующие стажировки: в Москве силами «Центра проблем аутизма» был организован лицензированный семинар-тренинг по PECS – альтернативной системе коммуникаций посредством изображений, который провела д-р Сибилл Байорат из Германии. В итоге среди нас есть четверо, обучившихся на первой ступени PECS, и один, успешно окончивший вторую ступень обучения. Параллельно с этим событием двое наших студентов посетили ознакомительный семинар по методике ADOS, которая позволяет диагностировать аутистические проявления при широком спектре расстройств развития.
Завершающим мероприятием года стал Международный семинар по проблемам расстройств развития с участием исследователей из Йельского университета и представителей организации Autism Speaks.. На мероприятие пришли и родители, и специалисты, работающие с детьми с РАС. Темы выступлений были самыми разнообразными: теоретические вопросы о генетике, о социально-эмоциональном развитии людей с РАС, обзоры современных научных исследований, связанных с проблемой аутизма и другие. На круглом столе, организованном в рамках семинара, обсуждались вопросы сотрудничества и организации комплексной помощи детям с аутизмом в нашем регионе.
К счастью и к нашему облегчению на этом месте год подошел к концу. Есть полное впечатление, что вместить еще больше событий, информации, впечатлений и переживаний было бы уже точно некуда. Хотя кто знает: может быть, бывает и больше 48 часов в сутки.