Интервью с Тоби Маунтджоем (Toby Mountjoy)

Интервью: Евгения Чульжанова

Уважаемый Тоби! Выражаем Вам свою признательность за то, что Вы нашли время и ответили на несколько наших вопросов.

Расскажите, пожалуйста, немного о своем опыте в области прикладного анализа поведения (ABA)

Мне очень повезло, что я изучаю ABA и работаю в этой области уже свыше 20 лет. Большая часть моего опыта связана с программами раннего интенсивного вмешательства для детей с РАС, хотя я также работал с подростками и взрослыми. В данный момент я являюсь заместителем директора Autism Partnership и контролирую работу наших четырех азиатских офисов, в которых сейчас трудится около 200 специалистов.

Мы знаем, что в Autism Prtnership  было издано несколько книг. Как Вы полагаете, с какой из них лучше всего начинать знакомство с ABA  родителям и специалистам, которые делают первые шаги в этой области?

Я думаю, что лучше всего начать с книги «Идет работа». Эта книга была написана для родителей и практиков, и это была одна из первых книг, где была опубликована базовая учебная программа для детей с РАС. В ней изложена информация, позволяющая понять принципы ABA, а также рассмотрены такие специфические проблемы в поведении, как сон, еда и туалет. В ней также рассмотрен метод отдельных блоков и многочисленные примеры программ в области социальных, речевых и игровых навыков. Книга написана достаточно просто, и это отличная отправная точка.

Книга «Идет работа» была недавно переведена на русский язык. Она содержит достаточно конкретные советы родителям.  Как Вы думаете, могут ли в ABA быть универсальные методы, которые подходят каждому?

Приведенные рекомендации основаны на исследованиях. Например, глава об обучении методом отдельных блоков  написана на основе обширного исследования, посвященного эффективности данного обучающего метода. В то же время не предполагается, что эта информация носит очень конкретный характер.  Не все дети обучаются одинаково, и часто для конкретного ребенка требуется большое количество корректировок. Мы стараемся задать некоторую концептуальную рамку, внутри которой люди смогут построить работу. Вот почему нельзя сказать, что учебная программа должна включать все главы книги от начала до конца. Мы предоставили некоторую основу для учебных планов, из которых люди могли бы выбирать то, что полезно для них. Я думаю, книга достаточно универсальна в применении, поскольку предоставляет больше количество разной информации, например о том, какие соображения нужно учитывать при выборе поощрений;  при этом в ней нет прямого указания на то, что все дети или ученики должны следовать одной конкретной процедуре.

Как Вы думаете, почему родителям стоит изучать ABA и законы поведения?
Крайне важно помогать родителям лучше понимать своих детей. Это связано и с помощью в понимании того, почему ребенок ведет себя тем или иным образом, и с применением некоторых программ, чтобы увидеть изменения в поведении. Родители очень многое знают о своих детях, ведь они проводят большую часть времени вместе. И часто, если мы ожидаем реальных изменений в поведении ребенка, то недостаточно сеанса терапии, а нужна командная работа, в которую вовлечено все окружение.