Обучение речи – какие средства хороши?

Как научить ребёнка говорить? Этим вопросом задаются многие родители и многие специалисты, использующие разные техники помощи. В статье Р.А. Соттер и Л.А. Леблан рассматривается множество исследований (с 1989 года по настоящее время), применяющих в качестве метода анализ вербального поведения согласно Б.Ф. Скиннеру.

 

Аннотация:

В своей книге «Вербальное поведение», Скиннер (1957) представил концепцию и классификацию основных элементов речи, получивших название вербальные операнты. В основе классификации вербальных оперантов лежит их функциональное отношение к предшествующим событиям и последствиям, а не топография или смысл высказывания. Хотя в сообществе специалистов по анализу поведения интерес к этой области в последнее время возрос, концептуальная основа вербального поведения Скиннера, возможно, еще не в полной мере отражена в экспериментальной литературе. Этот количественный обзор литературы рассматривает исследования вербального поведения, которые носят эмпирический характер, исследуют вербальное поведение человека, и обращаются, по крайней мере, к одному вербальному операнту (например, манд, такт, эхоик, аутоклитик и/или интравербал). Результаты этого обзора показывают, что все больше исследований подтверждает принципы из концепции и систематики Скиннера, но во многих областях исследования вербального поведения еще есть аспекты для рассмотрения. Продолжение исследований в этой области имеет решающее значение для разработки и реализации эффективных способов обучения вербальному поведению людей с ограниченными возможностями.

 

Перевод подготовила Таисия Быченок

 

Оригинал статьи

Русскоязычный перевод