Один из этических принципов прикладного анализ поведения – это информирование о методе. Мы же решили не просто распространять информацию, а передавать знания и опыт. Поэтому три недели назад начали обучающий курс «АВА-инструктор».
АВА-инструктор – это младшее звено, начальный уровень в системе профессиональных ступеней прикладного анализа поведения. А проще говоря – это специалист, занятый непосредственной работой с детьми. Он работает в тандеме с поведенческим аналитиком, который составляет программы развития, а инструктор их реализует. То есть этот специалист – исключительный практик!
Курс «АВА-инструктор» достаточно короткий – всего 4 модуля – но крайне насыщенный. К тому же наш курс имеет несравненный плюс в сравнении с другими подобными курсами: он проходит очно, а не дистанционно. Ведь мы решили обучить именно практиков, как тут без встреч и практических занятий с детьми?
На данный момент наши «студенты», а это и выпускники психологического факультета, и состоявшиеся специалисты, уже освоили три глобальные темы.
В первую очередь были изучены основы АВА, принципы формирования поведения. А на практике отработаны навыки подбора и тестирования поощрений, работы с помощью методов «Отдельные блоки» и «Смешанные блоки». Эти методы – основа основ для обучения детей академическим навыкам. Первая практика была достаточно сложной: метод разительно отличается от принятых способов обучения детей.
Далее фокус нашего внимания сместился в сторону нежелательного поведения. Студенты освоили способы сбора информации, как первоначальный этап работы, разобрали методики, помогающие уменьшить или убрать нежелательное поведение. А практическая часть включала в себя разбор кейсов и видеотренинг.
Следующей темой для обучения стали навыки самообслуживания. Это навыки, начиная с одевания, умывания, убирания игрушек, и заканчивая такими сложными, как хождение в туалет. Участники изучили методы, позволяющие учить детей этим непростым, но крайне необходимым умениям. А на практическое занятие мы впервые пригласили ребенка, чтобы студенты могли в реальных условиях, но под чутким руководством, отточить свои навыки, пройти «проверку боем». После занятия учащиеся поделились, что работа была не простой, но увлекательной.
Сейчас осталась последняя, но не менее важная тема: развитие речи, а как правильнее в сточки зрения АВА, – вербального поведения.
По отзыву одной из участниц обучения можно сказать, что «курс реально практической направленности, в процессе обучения приобретаются навыки и умения работы с особыми детьми. При этом полученные теоретические знания помогают понять смысл каждого действия при обучении ребенка. То есть действуешь не просто выполняя инструкции аналитика, а сам понимаешь что и зачем. Сама теория простая и легкая, а практические навыки требуют большего внимания».